СПЕЦИАЛИСТЫ
ИЗ МОСКВЫ, ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ФИНЛЯНДИИ И КАРЕЛИИ ПРЕДСТАВИЛИ ОПЫТ
РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ
Пятница, 12 Апрель 2019
Одним
из центральных мероприятий деловой программы чемпионата «Абилимпикс»
стал круглый стол «Развитие системы инклюзивного профессионального
образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в
регионе». Модераторами выступили директор Педагогического
колледжа Оксана Старшова и руководитель общественной организации
«Гармония», специалист Национальной библиотеки Олег Черепанов.
Как
справедливо отметила Оксана Старшова, важно, чтобы большая команда
«Абилимпикса» имела возможность проанализировать, какой уникальный опыт
накоплен, какие ресурсы подтянуты и подтягиваются, и каков вектор
дальнейшего развития. В рамках круглого стола состоялись выступления
коллег, которые помогли сделать определенные выводы.
С 2017
года Петрозаводский педагогический колледж является базовой
образовательной организацией по поддержке инклюзивного профессионального
образования в регионе. Здесь созданы Ресурсный учебно-методический
центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
и Региональный центр развития движения "Абилимпикс". Заместитель
директора Оксана Теряева рассказала об основных направлениях работы
базовой организации.
Обучение инвалидов по адаптированным
образовательным программам, методическое сопровождение, осуществление
консультаций, профессиональная ориентация и диагностика – лишь некоторые
из них. Базовая организация располагает самым современным оборудованием
для обучения лиц с овз, проводит семинары и курсы для педагогических и
управленческих работников по вопросам инклюзивного профессионального
образования, предлагает возможности освоения оборудования.
Накопленный педагогический опыт Колледжа в сфере инклюзивного образования отметил Олег Черепанов:
-
Работая вместе с коллегами, я привожу в Колледж слушателей, мы
знакомимся с современнейшим оборудованием, которого в республике нет
больше нигде. Нам предоставляют возможность использовать эти новые
технические устройства для обучения людей с особенностями здоровья
непосредственно на базе Колледжа.
Также Олег Анатольевич
рассказал о возможностях тифлоинформационных технологий и их роли в
образовании и дальнейшем трудоустройстве инвалидов по зрению. По его
словам, сегодня педагогу крайне важно быть компетентным в вопросах
информационной доступной среды, владеть новыми технологиям и уметь
пользоваться оборудованием, чтобы помогать инвалидам по зрению
преодолевать информационный барьер.
В числе участников круглого
стола - представители специализированного профессионального колледжа
Луови из Финляндии. Они рассказали о своей образовательной организации и
системе адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в
образовательной среде и на рынке труда.
Колледж Луови –самое крупное
учебное заведение Финляндии, предназначенное для студентов с особыми
образовательными потребностями. По словам финских коллег, работа в
колледже строится на пяти принципах. Это - доверие, новаторство, умение,
наставничество и радость. Основная цель - создание равных
образовательных возможностей и индивидуальное сопровождение студентов в
трудовую деятельность и качественную полноправную жизнь.
Специалистами
разработаны подготовительные образовательные программы, когда студентам
помогают определиться в профессии, а также курсы, подготавливающие
будущих выпускников к самостоятельной трудовой деятельности и
самостоятельной жизни.
В дистанционном режиме к обсуждениям
присоединилась ведущий специалист Института медико-биологических
технологий РУДН, эксперт Федерального методического центра Юлия Мельник,
которая рассказала о профессиональном стандарте педагога инклюзивного
образования.
Будучи человеком с инвалидностью и педагогом
одновременно, Юлия озвучила, что главным правилом в сфере деятельности
любого педагога является следование лейтмотиву: «Ничего о нас без нас!».
Необходимо представлять реальные образовательные потребности людей с
инвалидностью. Это и будет ключевым моментом качественно выстроенной
деятельности и работы.
Как базовая площадка Педагогический
колледж постоянно анализирует, какие наработки в области инклюзивного
образования имеют ближайшие регионы.
- Сегодняшняя встреча –
это как раз, та самая возможность, когда подтягивается ресурс других
регионов, когда нам не просто удобно или нужно, нам экономически важно
аккумулировать условия, которые есть и у нас, и у соседей, - подчеркнула
Оксана Николаевна.
Так, например, Ленинградская область может
показать пример по охвату инвалидов системой среднего профессионального
образования, заинтересованности и социальной ориентированности
бизнес-структур, грамотной политики по привлечению ресурсов.
Во
Всеволожске создан Мультицентр социальной и трудовой интеграции.
Уникальное учреждение обеспечивает комплексную профессиональную
подготовку работников из числа инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам по
профессиям рабочих и служащих, не требующих высокой квалификации.
Опытом
работы Центра поделилась Екатерина Логинова, советник вице-губернатора
Ленинградской области по вопросам образования, научный руководитель
Учреждения. С учетом запроса рынка труда в Мультицентре студентов
обучают таким профессиям, как уборщик помещений, оператор ЭВМ, обувщик,
швея, изготовитель художественных изделий из керамики, пекарь,
газонокосильщик, цветовод и другим.
Срок обучения варьируется
от двух месяцев до полугода. В период обучения людям предоставляется
проживание и необходимая оборудованная доступная среда. Позже
специалисты Центра сопровождают выпускника в трудоустройстве, в период
адаптации на рабочем месте.
- Сегодня много сделано в стране
для лиц, имеющих особые образовательные потребности – это и система
ранней помощи, и система дошкольного образования, школьного образования.
Однако, система профессиональной подготовки и профессионального
обучения мало разработана. Поэтому так важно сегодня уделять значение
тем наработкам, которые есть в каждом субъекте Российской Федерации.
Только обобщая тот опыт, который есть в регионах, мы создадим единую
базовую модель, позволяющую каждому инвалиду реализоваться с учетом его
индивидуальных потребностей и возможностей, - резюмировала Екатерина
Логинова.