Вперед - в прошлое: сотрудничество НКО, местных библиотек и музеев по изучению истории Карелии второй половины ХХ века

Актуальность

Вперед – в прошлое – это объединение людей и ресурсов не только для изучения истории своих городов и районов, но и актуализации местной идентичности через осознание исторической роли местных жителей, и повышения привлекательности своих территорий для гостей, туристов.

Сегодня культурная, хозяйственная, социальная жизнь деревень, городов и регионов нашей страны во второй половине ХХ века, которая во многом сформировала современную социальную, экономическую, культурную среду мало изучена и в значительной степени остается за кадром. Не везде жители достаточно осведомлены о людях, которые сыграли важную роль в развитии своих населенных пунктов. История 2-й половины ХХ в. многим кажется не столь интересной, однако именно причастность жителей к событиям этого периода дает чувство сопричастности и рождает уважение, гордость за свои места.

Особенно это касается подростков, которые слабо знают свою недавнюю локальную историю, зачастую проявляя больше интереса к истории более ранних веков из-за непонимания того, что для изучения относительно недавней истории есть много неиспользованных возможностей: живы свидетели, есть неизученные документы, артефакты. Но кажется, что еще есть время, и этой историей можно заняться когда-то потом.

Сохранять память о недавнем прошлом в городах особенно непросто: здесь "пространство выступает как арена постоянной борьбы между стремлением к прогрессу (в строительстве, благоустройстве...) и "сохранением исторического наследия" ("Город как пространство исторической памяти" Русакова О.Ф, Русаков В.М.). Причем недавнее наследие не кажется важным. Потеря материалов из личных архивов (они часто исчезают в небытие, т.к. дети, внуки не умеют ценить историю предков) вызывает озабоченность у тех, кто понимает их важность. Но их сохранение позволит пополнить фонды, расширить деятельность в т.ч. и школьных музеев (которые собирают экспонаты бесплатно), а также привлечет внимание общественности к микро-истории: жители смогут изучить семейные архивы, историю местных организаций, предприятий. Что, в свою очередь, даст возможность наладить более эффективное взаимодействие между школьными и др. местными музеями и исследовательскими центрами, ввести в научный оборот новые данные.

Опыт предыдущих проектов (напр., "Карелия: точки притяжения") подтверждает, что современные технологии и интересные форматы могут стимулировать вовлечение молодежи в изучение местной истории: они делают ее живой: у учащихся появляется сопричастность и желание изучать и делиться своими проектами друг с другом. А объединение с представителями старших поколений (которые, порой, не умеют пользоваться новыми технологиями, но могут делиться опытом и знаниями) дает импульс для реализации конкретных местных проектов и развития межпоколенческого диалога.

И здесь важна роль местных НКО и ТОСов, которые которые объединяют активных людей на местах и которые «болеют» за свою историю и выступают связующим звеном между разными участниками и инициируют изучение местной истории. Задача этого проекта в том, чтобы организовать взаимодействие местных НКО, ТОСов, активистов, краеведов, муниципальных учреждений: школ, музеев, библиотек и включить в эту деятельность школьников и учителей: создать пилотные группы, которые (с экспертной поддержкой - в партнерскую сеть и команду проекта входят авторитетные организации, эксперты, мотивированные местные активисты.) разработают темы, проекты о советском прошлом своих сел, городов и представят их в современном интересном, понятном виде (видео, longread, интервью, подкаст…) широкой публике как своих территорий, так и др. районов. Это даст молодежи возможность "почувствовать вкус" к истории, людям своего поселения, города, стать более вовлеченными в понимание того, что их связывает со своей малой родиной, испытать чувство гордости за своих предшественников и захотеть стать продолжателями традиций, внести вклад в развитие своего места.

Цели и задачи

Цель проекта:

Популяризировать изучение истории своей малой родины, используя современные интерактивные формы представления исторической информации.

Задачи проекта:

• Разработать и протестировать курс «Современные методы и технологии в изучении местной истории Карелии второй половины ХХ века» с участием пилотных групп из числа местных активистов, учащихся средних школ (8-11 кл.), педагогов;

• Мотивировать и организовать взаимодействие местных активистов, представителей НКО, ТОСов, учащихся средних школ (8-11 кл.), педагогов для разработки и реализации пилотных проектов, направленных на изучение местной истории, развитие местной идентичности и культуры пилотных территорий;

• Организовать обмен опытом по изучению местной истории, формированию и укреплению местной идентичности с участием представителей местных НКО, ТОСов, активных жителей, местных библиотек, музеев и школ между пилотными городами и районами проекта.

О проекте

На первом этапе проект включает в себя подготовку и проведение обучающего курса для пилотных групп местных активистов, краеведов, школьников (8-11 кл.), педагогов по работе с историческими материалами "Современные методы и технологии в изучении местной истории Карелии второй половины ХХ века". В рамках курса планируются теоретические и практические занятия, возможность познакомиться с работой архивистов, музейщиков, журналистов, видеооператоров и др. специалистов.

Опираясь на полученные знания, представители пилотных групп приступят к разработке собственных проектов по истории своих поселений, городов и районов 2-й половины ХХ века при поддержке команды и экспертов проекта в ходе встреч на местах и онлайн.

Проекты будут представлены местным жителям и станут импульсом для обращения к семейным архивам, др. источникам для более детального изучения истории конкретных мест.

Вебинар "Семейный архив", дополнит обучающий курс.

Семинар "Школьный музей XXI века" станет площадкой для дискуссии специалистов по обновлению и активизации роли школьных музеев в местном сообществе, особенно в малых населенных пунктах. Изучение местных материалов позволит пополнить экспозиции школьных музеев. Новые исторические материалы будут введены в научный оборот.

Семинар специалистов муниципальных музеев акцентирует внимание на работе с молодежью, местными активистами, НКО.

Проекты из всех пилотных районов будут представлены широкой общественности в районах и на итоговой конференции, в е-сборнике материалов проекта (вкл. программу курса), доступном в Интернете.

Развитие командной работы на местах, создание сплоченных общими интересами местных групп активных жителей создает благоприятную общественную среду для дальнейшей работы. Местные общественные организации берут на себя координирующую роль, совместно с краеведами, учителями привлекают к работе школьников. Это и повышает авторитет местных НКО. В целом, такая деятельность формирует среду единомышленников, которые становятся местными "двигателями" общественных инициатив (и не только в сфере изучения истории).

География проекта: г. Петрозаводск, г. Костомукша, Олонецкий НМР, Сортавальский МР, Медвежьегорский МР, Кондопожский МР.

Партнеры проекта:

НКО:

Карельский фонд развития общественной дипломатии (заявитель)

НП «Корела» (Олонецкий НМР)

АНО «Культиватор» (Сортавальский МР)

АНО «Прялка» (Костомукшский ГО)

Фонд "Петрозаводск"

Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Карелия»

Органы МСУ:

Администрация Олонецкого национального муниципального района

Республиканские учреждения:

Национальный музей Республики Карелия

Национальный архив Республики Карелия

Карельский институт развития образования

Национальная библиотека Республики Карелия

Министерство образования и спорта Республики Карелия

Пилотные муниципальные учреждения:

СОШ №55 и Державинский лицей (г. Петрозаводск)

СОШ №1 Сортавальского МР

СОШ №2 и Мегрегская СОШ Олонецкого НМР

СОШ №2 им. А.С. Пушкина Костомукшского ГО

Кондопожская центральная районная библиотека им. Б.Е. Кравченко

Пиндушская СОШ им. Г. Исакова

Медвежьегорская центральная городская библиотека им. Ирины Федосовой

Категории

Карельский фонд развития общественной дипломатии