Поликультурные города

Актуальность

Городская культура на протяжении веков — это взаимодействие представителей разных народов и культур. А сегодня мы живем в многонациональном, многоконфессиональном и взаимозависимом мире, во времена значительного роста этнического и культурного многообразия населения, связанного с интенсификацией и диверсификацией миграционных потоков. Провал "культурной ассимиляции", "поглощения" культур меньшинств культурами большинства, мультикультурализма в XX - начале XXI вв. показывают, что для успешного и стабильного развития общества важны такие понятия, как взаимное уважение, признание равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп и взаимный обмен.

Поликультурность — это "сохранение и интеграция культурной самобытности личности в условиях многонационального общества, что позволяет формировать толерантные отношения между различными национальностями, воспитывать культуру межнационального общения" (В.И. Матис). Задачи укрепления гражданского единства, гармонизации межнациональных отношений, сохранения и развития этнокультурного многообразия стоят перед всеми городами - участниками проекта. Для успешного развития необходим комплексный и многосторонний подход к управлению этнокультурным многообразием жизни города/региона, в котором особую роль играет работа с подрастающими поколениями. "Чтобы успешно функционировать в культурно иной среде, чувствовать себя в ней комфортно и создавать такие же условия для окружающих, нужно узнать эту культуру" (Г.Д. Дмитриев).

Толерантность и знания — это взаимозависимые понятия. Эпос "Калевала" - одно из самых известных культурных явлений Карелии, и, вместе с тем, далеко не всегда хорошо знакомое представителям других регионов, культур и национальностей. Опрос педагогов и специалистов сферы культуры в городах-партнерах подтверждает, что дети в Пскове, Великом Новгороде, Выборге и Калининграде, в лучшем случае, слышали название "Калевала", но ничего не знают ни об эпосе, ни о традициях и культуре народов Карелии. Похожая ситуация и в Карелии, где дети едва ли знакомы с особенностями культур и народов в Выборге, Пскове, Великом Новгороде и Калининграде (только, если имеют родственников в этих городах).

Знакомство детей и подростков с культурами соседей и вовлечение их в диалог о взаимоотношениях с представителями других народов и регионов — это инструмент формирования сознательных и созидательных горожан, которые уже завтра будут принимать участие в организации жизни своих городов. От того, насколько они будут толерантны, заинтересованы в диалоге с представителями других культур и уметь его вести зависят и перспективы развития городов, и качество жизни, и благополучие их жителей.

Повышение интереса педагогов к этно-культурологической проблематике способствует тому, что они начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса культурными компонентами, как "своих", так и "других", что создает условия для духовного становления личности, и как следствие - ведет к обогащению общества в целом. Для достижения эффекта важно вести работу в тех формах, которые понятны и принимаются современными школьниками: вовлекая их в деятельность, давая возможность проявить свои умения, навыки, обучая через получение собственного опыта и эмоций от незнакомой (или малознакомой) культурной среды.

Важно принимать во внимание и то, что благодаря миграции формируются социальные связи между территориями (и странами), откуда приехали люди и теми, где они поселились. Через мнения и впечатления приехавших формируются представления и стереотипы о принимающей территории у тех, с кем они поддерживают связи - родственников и друзей. А это имеет значение для формирования имиджа городов и регионов, которые заинтересованы в притоке инвестиций, рабочей силы, туристов и др. ресурсов.

Цели и задачи

Цель проекта: Укрепление толерантности и межнационального согласия среди учащихся средних школ через узнавание культуры, традиций и истории народов соседних регионов.

Задачи проекта: • Провести серию информационно-культурных мероприятий с участием местных жителей городов-участников проекта (включая представителей разных национальностей), которые представляют региональные культурные особенности своих территорий.

• Вовлечь юных жителей городов в межрегиональные связи и знакомство с другими культурами, показать им тенденции развития культур, важность культурного разнообразия и уважения к традициям разных территорий и народов России.

• Наладить сетевое взаимодействие между организациями - участниками проекта для формирования регулярных многосторонних культурных связей между городами.

О проекте

Не менее 1000 учащихся средних школ (4-10 кл., 5 регионов северо-запада) примут участие в информационно-культурных акциях, которые представляют региональные и национальные культурные особенности, традиции и историю городов-участников проекта. Команда специалистов, представляющая карельскую культуру подготовит специальную программу "Карелия и "Калевала", которая будет включать выставку "Серебрянная Калевала", интерактивную презентацию исторического карельского костюма "Средневековая Корела", мастер-классы "Кантеле – традиционный карельский инструмент" и "Калевальская щука", квест "Сказочная Карелия" и проведет ее в в течение 2-3 дней в 4 городах-партнерах для и с участием местных школьников и педагогов.

В свою очередь, партнеры из Выборга, Пскова, Великого Новгорода и Калиниграда подготовят интерактивные программы, представляющие их города, особенности культур и традиций народов, живущих на этих территориях через местные ремесла, танцы, музыку, литературу, городские ландшафты и др. и покажут их карельской публике - прежде всего, учащимся школ и педагогам в Петрозаводске, Кондопоге, Олонце, Питкяранте, Суоярви. Идея в том, чтобы программы были мобильные, интерактивные и прикладные (без музейных объектов, которые можно только "под стеклом" показывать), чтобы их можно было реализовать на базе школ, местных музеев и библиотек и, т.о. познакомить как можно более широкий круг юных горожан с традициями и историей соседних территорий и народов. Программы "Новгородские ремесла", "Выборг - вчера, сегодня, завтра", Концертная фольклорная программа и мастер-классы по псковским ремеслам, "Калининград - перекресток культур" будут представлены в течение 3 дней в Карелии - в школах и библиотеках Петрозаводска, Кондопоги, Питкяранты, Олонца и Суоярви. Учащиеся школ будут принимать в них непосредственное участие.

Общим совместным мероприятием всех партнеров станет конференция "Поликультурные города", где будет представлен опыт учреждений культуры, образования и НКО всех городов-участников проекта по сохранению и развитию местных культур, межнационального общения и диалога представителей коренного населения и мигрантов. Специалисты смогут представить свои методики и наработки по работе с молодежью для формирования их навыков пребывания в иной культурной среде, оценивания своих стереотипов и предубеждений, формирования толерантности к культурным различиям и умению адаптироваться в новом культурном окружении. Сбор и публикация практик работы, методик по сохранению и развитию местных культур и традиций и выстраиванию диалога и отношений между коренным населением и мигрантами позволит продожить обмен опытом между специалистами и расширить их возможности работы с подрастающими поколениями жителей своих городов, а также представить этот опыт коллегам и партнерам в своих регионах.

Партнеры проекта:

В Карелии: Карельский фонд развития общественной дипломатии (заявитель),

Национальная библиотека Республики Карелия,

Музей изобразительных искусств Республики Карелия,

муниципальные библиотеки в Кондопоге, Суоярви, Питкяранте,

Администрация Олонецкого национального муниципального района,

Карельский ресурсный центр общественных организаций,

Фонд «Петрозаводск»,

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия,

АУ "Издательство "Периодика" и Дом дружбы народов Республики Карелия;

Великий Новгород: МАОУ г. Великий Новгород «Гимназия №3» и Творческий центр "Визит";

Выборг: Администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области и МАУК «Этно-Культурный Комплекс «Вереск»;

Псков: Псковская городская Дума и МБУ ДО «Детская школа искусств г. Пскова»;

Калининград: МАОУ города Калининграда гимназия № 40 имени Ю. А. Гагарина. 

Категории

Карельский фонд развития общественной дипломатии